Обзор ASUS ROG Strix Fusion 700

Для ASUS ROG Strix Fusion 700 доступны отчеты и сервисы разного уровня сложности. Вы находитесь на странице обзора.

Группа отчетов и сервисы

Информация для пользователей начального уровня.

Простой отчет для новичков
(Наушники)

Информация для всех

Обзор

Информация для профессионалов

Профессиональный отчет
(Наушники)

Сравнение графиков on-line


Отчеты / ASUS / ROG Strix Fusion 700 / Leather cushions / Обзор

TAG: obzory обзоры

Обзор ASUS ROG Strix Fusion 700







Модельный ряд ROG Strix Fusion

В линейке ROG STRIX Fusion четыре модели и они различаются функционалом.

Fusion 300 является младшей моделью с возможностью подключения по аналогу и USB. Модель Wireless использует беспроводное подключение через свой USB передатчик и не использует подсветку.

Fusion 500 и Fusion 700 являются наушниками более высокого класса, т.к. в них используется ЦАП ES9018 и усилитель 9601K. Между собой модели отличаются тем, что Fusion 700 может работать не только по USB, но и по Bluetooth.

Таким образом, получается модельный ряд с разным функционалом под разные потребности и финансовые возможности.



На тестировании в лаборатории RAA были две модели ROG STRIX Fusion 300 и 700. Модель ROG STRIX Fusion 300 была протестирована еще весной прошлого года в виде предпродажного образца. Мне модель запомнилась очень хорошей чувствительностью. При подключении по аналогу, она довольно громко работала от обычного смартфона.

Качество звука по аналогу для Fusion 300 при подключении к хорошему источнику (уровня Essence One), было существенно лучше, чем при подключении по USB. Это не критика качества звука по USB, а вывод о потенциале используемых динамиков в наушниках и вполне оправданном применении более качественного ЦАП с усилителем в старших моделях 500/700.



Аудиофильская начинка ES9018 и 9601K = Q2C

У моделей Fusion 500/700 заявлено использование современной и продвинутой аудио начинки в виде ЦАП ES9018 и усилителя 9601K.

Сочетание ES9018 и 9601K сопоставимо с трактом хорошего Hi-Fi плеера или качественного музыкального смартфона. Из достаточно известных устройств такая связка из ЦАП и усилителя используется в Onkyo Granbeat DP-CMX1 и Pioneer XDP-300R.

Версии ES9018

ES9018 существует в разных вариациях. Например, версия S предназначена для стационарных решений. Эта версия больше всех потребляет энергии и использует более совершенный цифровой фильтр. Позже появились отдельные версии в виде K2M, C2M и Q2C. Эти версии используют менее ресурсоемкий алгоритм цифрового фильтра и потребляют меньше энергии. K2M, C2M и Q2C были специально адаптированы для использования в мобильных устройствах: Hi-Fi плеерах, смартфонах и активных наушниках.

За счет того, что K2M и Q2C вышли позже, чем версия S, есть информация, что часть элементов в архитектуре в мобильных версиях более совершенна. Тесты различных устройств на ESS показывают, что все решает конечная реализация.

Устройства с мобильными версиями ESS показывают хорошие результаты, а устройства со стационарной версией S имеют больший разброс по итоговым параметрам. В мобильных устройствах реализация потенциала версии S зачастую не сопоставима со стационарными решениями. В портативном устройстве на порядок сложнее сделать хорошую обвязку ЦАП.

ES9018 Q2C

В Fusion 700 используется версия Q2C. И это довольно интересно по ряду причин.

ESS не предоставляет подробной информации об особенностях своих продуктов для обычного потребителя. Производители подписывают NDA и порой возникают ситуации, когда даже общая поверхностная информация не подлежит разглашению.

Версия Q2C уже одержит встроенный усилитель, и есть упоминания в интернете, что это 9601K.

Возможно, по этой причине мне не удалось увидеть отдельную микросхему 9601K на плате. Либо 9601K использовалась в максимально компактном корпусе и на ней не было заветной надписи “9601K”. Хотя, в случае использования отдельного 9601K нет никакого смысла в использовании именно Q2C вместо K2M и C2M. Не исключен и такой вариант, что начиная с определенной ревизии ES9018 С2M/K2M и 9601K были заменены на ES9018 Q2M в Fusion 500/700.

ES9018 Q2C обладает следующими характеристиками:
  • Сигнал/шум и динамический диапазон: 121 дБ
  • Гармонические искажения + шум: -115 дБ
  • Гармонические искажения + шум на нагрузке 32 Ом и мощности 49 мВт: -100 дБ.
Если взять за основу данные по чувствительности от Fusion 300, то при чувствительности в 120 дБ/В при мощности в 49 мВт Fusion 700 может развить звуковое давление до 122 дБ SPL при сохранении хорошего качества звука со стороны усилителя.





ES9018 Q2C в Fusion 700

Блок-схема ES9018 Q2C


Какая польза от поддержки 24 бит 96 кГц для геймера

ROG STRIX Fusion 700 может подключаться как по USB, так и по Bluetooth. При подключении по USB доступен режим 24 бит 96 кГц.

Реальным преимуществом режима 24 бит и 96 кГц для геймера является вовсе не возможность воспроизведения частот выше 20 кГц или воспроизведение аудиофильских форматов. Для заядлого геймера это второстепенно.

Это дает возможность выставить в системе более высокую частоту дискретизации и вывести искажения от системного микшера в неслышимую высокочастотную область. Более высокая частота дискретизации позволяет получить более чистое и детальное общее звучание в играх и других приложениях.





Как максимально качественно слушать музыку в Fusion 700

В Windows

При прослушивании музыки в Windows наиболее высокое качество достигается при использовании вывода звука через WASAPI (такой вывод есть в Foobar2000, AIMP, Light Alloy), при котором звук идет в обход микшера Windows, а частота дискретизации автоматически выставляется равной частоте дискретизации исходного файла.

В Android

В смартфоне музыку через USB стоит слушать через специализированные плееры Neutron, HF Onkyo, Hiby, USB Audio Player PRO, jetAudio. Эти плееры содержат свои библиотеки драйверов и позволяют вывести звуковой поток в максимально возможном качестве, обходя микшер Android. Поддержка между внешним USB устройством, плеером и смартфоном индивидуальна.

В отличии от некоторых USB наушников, поддерживающих только частоту дискретизации 48 кГц, у Fusion 700 есть поддержка от 44.1 до 96 кГц.



Особенности АЧХ линейки Fusion

Ваш браузер не поддерживает Canvas
Кликнув по графику вы переместитесь в on-line сервис сравнения АЧХ наушников с моделями из этого графика. 

Fusion 700 и 300 обладают близкой по характеру АЧХ. Разница в большей степени обусловлена посадкой наушников на измерительный стенд HDM-X.

У Fusion 700 есть два варианта амбушюр - тканевые (гибридные) и кожаные. Разница в звучании между ними практически отсутствует.

Обычно тканевые амбушюры акустически менее плотные и поэтому немного теряют бас, но в случае с Fusion 700 такого ослабления баса нет. Это от того, что тканевые амбушюры “гибридные” - внутренняя часть у них использует более плотную кожу, которая позволяет сохранить акустическую непроницаемость.

Можно пользоваться теми амбушюрами, которые наиболее комфортны. Небольшие различия в АЧХ от типа амбушюров обусловлены лишь чуть разной посадкой на измерительный стенд в виде манекена с ушными раковинами.

На графике АЧХ можно наблюдать снижение частотного диапазона в области средних частот около 350 Гц. За счет этого акцентируются низкие и высокие частоты. Это своего рода "V-образная АЧХ", оптимальная для насыщенного эффектного звука, без намеков на пресность звучания.

АЧХ наушников является своеобразной штатной настройкой эквалайзера. Она не может быть плохой или хорошей, а может быть лишь оптимальной или неудачной для определенных условий: внешнего уровня шума, громкости воспроизведения и типа музыки. Только в идеализированных условиях “ровная АЧХ” является оптимальной.

В данном случае наушники обладают вкусовой АЧХ с приглушенными средними частотами. Тот же результат получают, когда просто поднимают бас и высокие частоты в эквалайзере.

Если АЧХ - это аналог настройки эквалайзера, то зачастую звучание можно скорректировать по своему вкусу, добавив или убавив определенный частотный диапазон.

Но, до того, как править АЧХ, желательно хорошо представлять, что имеет смысл корректировать, а что лучше не трогать. Примерно, как если у монитора яркость экрана уже выставлена на максимум, то высветление в цифровом виде уже исходного изображения приведет лишь высвечиванию светлых участков и сольет все светлые оттенки в один цвет. В целом картинка станет светлее, но с неизбежной потерей качества.

Характер графика говорит о том, что частотный диапазон вокруг 350 Гц снижен за счет демпфирования динамика с работой на малый объем, где и возникает подавление определенной частоты.

Практически во всех наушниках закрытого типа можно видеть подобный спад в области средних или нижних частот. Где-то он выражен больше, где-то меньше. Это одна из причин, по которой открытые модели наушников получают преимущество (но в жертву приносится шумоизоляция).

Такие “провалы” нежелательно вытягивать эквалайзером вверх, т.к. это приведет лишь усилению сигнала со стороны усилителя, но с аналогичным подавлением в камере капсюля.

Корректировать же в широком диапазоне уровень низких и высоких частот можно без каких-либо опасений под свою ситуацию.

При тестировании через USB с частотой дискретизации 96 кГц в масштабе до 45 кГц можно видеть, что высокочастотный диапазон воспроизводится корректно.







Режим объемного звука 7.1

Отдельной кнопкой “7.1” активируется объемный звук. Он работает независимо от способа подключения и основан на алгоритмах Bongiovi Acoustics.

Ваш браузер не поддерживает Canvas
Кликнув по графику вы переместитесь в on-line сервис сравнения АЧХ наушников с моделями из этого графика. 

В активированном режиме объемного звука можно видеть снижение самых низких и высоких частот. В отличии от стерео-режима, здесь на каждый канал приходит по два канала - оригинальный и подмешиваемый противоположный с задержкой по времени. График показывает общее изменение звучания, без учета изменения пространственного восприятия звука.

В каждой системе виртуального звучания используются свои наработки по смешиванию каналов и обработке АЧХ. При прослушивании музыки впечатления неоднозначные - часть музыки воспринимается объемно, но там, где изначально был трехмерный эффект, объем наоборот потерялся.

В играх же ситуация с активированным объемным звуком существенно лучше, ощущается гораздо больше объема и звучание в целом более эффектное.

Что приятно, объемный звук возможно активировать как при подключении к компьютеру, так и к смартфону в беспроводном режиме.

Варианты трехмерного звука в играх

Изначально, во времена аппаратного ускорения звука отдельными звуковыми картами, объемный звук для наушников создавался через драйвер звуковой карты. У звуковых карт Aureal и Creative была настоящая аппаратная обработка звука, разгружающая ресурсы центрального процессора. Сегодня это не так актуально из-за более мощных современных процессоров. Хотя, надо признать, что качество игрового звука у карт X-Fi до сих пор высоко ценится. Но с каждым годом все меньше игр, в которых X-Fi может дать результат лучше, чем какой-нибудь USB-ЦАП без формальной поддержки игр.

Ранее игра отдавала непосредственно координаты источников звука в драйвер и уже от производителя звуковой карты зависело, как будет создан звук, аппаратно через отдельный звуковой процессор, исключительно программно, или одновременно программно и аппаратно. Звук заранее строился оптимизированным или под колонки, или под наушники.

После того, как аппаратное ускорение звука практически ушло в прошлое, разработчики игр используют разные звуковые движки. К сожалению, информацию о звуковом движке той или иной игры найти сложно.

Простое построение стерео

Нередко игра отдает только стерео-поток, без оптимизации под колонки или наушники. В этом случае при использовании двух колонок спереди, вы не услышите звуков сзади или других объемных эффектов. В наушниках звук не будет поражать объемом. В целом, звучание источников спереди и сзади будет одинаково. Это как раз тот звук, который часто встречается в современных играх. Именно в таких играх активация объемного звука в Fusion 700 будет наиболее актуальна.

Построение по координатам

Такое построение поддерживают в основном старые игры, с поддержкой Direct Sound 3D. Некоторые современные игры могут не поддерживать внешнюю обработку звука драйвером звукового устройства, а сразу строить объемный звук под наушники. Для этих игр объемный звук от Fusion 700 не понадобится.



Объемный звук в наушниках 5.1/7.1

Если игра не умеет ни создавать объемный звук под наушники, ни отдавать координаты в драйвер звуковой, то есть альтернативный вариант получения объемного звука. Для игры назначается конфигурация многоканального звука 5.1 или 7.1. Игра просто раскладывает звук по каналам (без дополнительного объема), а далее драйвер микширует эти каналы в объемного стерео под наушники. Отсюда и название объемного звука с цифрами 5.1/7.1, которое сегодня просто символизирует объемный звук. Безусловно, против первоначальной возможности строить объемный звук по координатам такой способ изначально проигрывает в качестве, но это все же лучше, чем совсем простое стерео.

Т.к. алгоритм объемного Bongiovi Acoustics работает именно как расширение стереобазы из стерео, а не микшированием исходного многоканального звука, то название "7.1" в Fusion 700 не совсем точно отражает исходную суть.

Чтобы вариант "7.1" работал в Windows, необходима возможность настройки 7.1 в панели управления ОС. Для Fusion 700 в Windows 7 такой настройки не было. Это обычная ситуация для устройств, не требующих специализированных драйверов.

Таким образом режим "7.1" не является полной заменой трехмерной обработки звука для ряда игр. Вероятно, для Fusion общее название “3D” или что-то вроде “Super Wide/Bongiovi Acoustics” было бы более корректно, но стало бы непонятным для большинства геймеров, у которых объемный звук ассоциируется с устоявшимся названием 5.1/7.1.




Тем не менее переживать за отсутствие “настоящего 7.1” не стоит, т.к. это решается просто установкой бесплатной утилиты Razer Surround.



Утилита в системе создает виртуальную звуковую карту 7.1, микширует звук под наушники и выводит на любое звуковое устройство в системе. В данном случае в ASUS ROG Strix Fusion 700.

Это относится к играм на базе Windows. В смартфоне же будет или просто стерео, или уже готовый трехмерный звук под наушники.

Возможно, что-то изменится, когда будут выходить игры для смартфонов с использованием Dolby Atmos, который по своей сути повторяет Direct Sound 3D.


Если вдруг играете в старые игры с аппаратной поддержкой 3D звука, то можно задействовать звуковую карту поколения X-Fi, какой-нибудь базовый вариант, где используется ЦАП среднего уровня с простым усилителем для наушников. Карты X-Fi позволяют захватывать свой звуковой поток для записи, а в настройках Windows можно этот поток воспроизвести через любое звуковое устройство. Немного в качестве уступают карты поколения Recon3D (первая линейка Recon3D, Z и AE-5), т.к. у них лишь некоторые эффекты обрабатываются через свой DSP.

Т.е. можно виртуально перенаправить звук с X-Fi на Fusion 700, используя уже ES9018 Q2C.


Общее впечатление о ASUS ROG Strix Fusion 700



Наушники оставили хорошее впечатление. Благодаря ESS 9018 Q2C нет проблем с качеством звука. Весь диапазон достаточно разборчивый, нет сибилянтов и других специфических искажений. Характер звука вкусовой, с подчеркнутыми низкими и высокими частотами. Для игр, где важна не только детальность, но и атмосферность звука - это самое то.

У наушников хорошая шумоизоляция и удобная посадка. Благодаря поддержке Bluetooth, наушники можно использовать в метро и другом шумном транспорте. Отсутствие проводов в тесном транспорте - большой плюс. Очень понравилась стабильность работы в беспроводном режиме, сигнал стабилен и не теряется. Наушники использовались с Xiaomi Mi A1 и ASUS ZenFone Max Pro (M1).

Для получения максимального качества звука для музыки, наушники поддерживаются специальными плеерами под Android и Windows с возможностью прямого вывода звука.

На мой взгляд, Fusion 700 являются универсальными наушниками под разные типы источников, начиная от смартфона и заканчивая игровыми косолями. Наушники для тех, кто не хочет городить широкий парк из десятка моделей наушников под разные задачи.




Измерения ASUS ROG Strix Fusion 700 Leather cushions проведены Романом Кузнецовым на программно-аппаратном комплексе RAA.

Тест ASUS ROG Strix Fusion 700 Leather cushions проведен как черного ящика, без учета стоимости и престижа. Это главный принцип измерений и разработки тестов в RAA.



Кузнецов Роман
Основатель RAA



Известен под никами

romanrex
iXBT.com
player.ru
Head-Fi.org
Оverclockers.ru
habr.com
...
r.a.a.
4pda



Поделиться

Если заметили опечатку или другую неточность, то выделите и нажмите Ctrl+Enter. Это ускорит процесс совершенствования отчетов.



Отслеживать новые отчеты можно в социальных сетях. Подписывайтесь!