Примеры для наушников с кривыми равной громкости в Reference Audio Analyzer

F.A.Q. / Наушники / Характеристики / Субъективное восприятие АЧХ / Кривые равной громкости

Кривые равной громкости - примеры применения графика на практике

Marantz MPH-1

Черная линия показывает исходную линию АЧХ наушников MPH-1, где за опорный уровень взято звуковое давление в 72 дБ SPL. Если мы будем прибавлять или убавлять уровень громкости в усилителе с шагом в 12 дБ, то субъективно АЧХ будет меняться как на графике выше.

Относительно ровная АЧХ наиболее близка к линии -12 дБ, но с отклонением в сторону -24 дБ.

Являются ли эти данные точными? Для проверки был выставлен «естественный уровень громкости», а в плеере Foobar2000 громкость понижалась вслепую до того момента, пока АЧХ не стала ощущаться относительно ровной. Результат для выставленного уровня громкости: -17 дБ, т.е. довольно близко к расчетным данным. В зависимости от музыкального материала, данные у каждого будут несколько различаться, т.к. АЧХ в низкочастотном диапазоне у MPH-1 не является прямой линией для всех возможных значений отклонений по громкости, и кто-то не будет учитывать самые низкие частоты (при уровнях изменения громкости ниже 20 дБ), а кто-то в качестве компромисса оставит небольшой подъем в области 60 Гц ради частот ниже 50 Гц.


Marantz MPH-2

Для MPH-2 наиболее ровной линией является уровень -24 дБ для всего частотного диапазона, при этом АЧХ в области низких частот не совсем ровная, есть небольшой подъем в области 200 Гц. Альтернативно ровной линией является и уровень -12 при более-менее равномерном низкочастотном диапазоне с небольшим доминированием.

На разном музыкальном материале субъективно ровно наушники звучали на уровнях от -12 до -20 дБ. Где-то был приоритет в сторону ровности всего низкочастотного диапазона, а где-то в сравнении со средними и высокими частотами. Т.е. опять субъективное восприятие ушло недалеко от графиков.

На примерах выше наглядно показано, что при учете громкости, на которой будет производится прослушивание, наушники будут восприниматься более ровно, либо наоборот. И при этом при подборе разного уровня громкости наушники не будут играть идеально ровно, все равно будет некий компромисс.


Audio-Technica ATH-M50x

У M50x есть подъем в области низких частот, но если их слушать на 12~24 дБ тише, то АЧХ будет "ровной". Т.е. M50x будут ровными наушникам для прослушивания музыки на уровнях 48~60 дБ SPL при фонограмме с естественным уровнем громкости в 72 дБ SPL. Или "жутко долбежные басом"" на громкостях выше 80-90 дБ SPL. Если же исходная музыка - тяжелый мателлический рок с естественным уровнем выше 100 дБ - то делается поправка относительно 100 дБ SPL.

При подключении к слабомощным усилителям большой громкости из M50x не вытянуть, но за счет того, что на малой громкости наушники как раз ровные - они являются хорошим выбором и "хорошо играют от всего", где основной массой «от всего» являются смартфоны, планшеты или бюджетные плееры.



AKG K701

Берем не басовитые "ровные" наушники AKG K701.

А вот тут наушники являются ровными лишь на уровнях +6~+18 дБ относительно 72 дБ. Т.е. K701 оптимально слушать на громкости от 85 до 90 дБ SPL. Соответственно и усилитель нужен погромче, и "качают" они только на большой громкости. Оптимальный вариант для севшего от возраста слуха (сарказм, но с долей правды).


 

Комментарии



Салават Голивец vk
2018-11-22 00:24:42



romanrex
2018-11-23 00:25:34

Комментарий к обзору: Кривые равной громкости - примеры применения графика на практике

Салават Голивец vk 2018-11-22 00:24:42
Комментарий к обзору: Кривые равной громкости - примеры применения графика на практике
что такое «естественный уровень громкости»



как его поставить


Естественный уровень громкости для музыки, это такой, как если бы это играло в живую. Т.е. можно представить, с какой громкостью играл бы музыкант на гитаре, с какой громкостью мы просто разговариваем или поем.



Соответственно и субъективно такую же громкость ставим в наушниках.
Ответ


Buba
2021-04-12 14:58:26

Комментарий к обзору: Кривые равной громкости - примеры применения графика на практике
"Если же исходная музыка - тяжелый мателлический рок с естественным уровнем выше 100 дБ - то делается поправка относительно 100 дБ SPL."
Не могли бы объяснить, что вы имеете в виду в данном предложении? Я не совсем понимаю, какая разница что исходная музыка была с естественным звуком 100 дБ или 72 дБ, если АЧХ строится для 72 дБ. То есть получается, что АЧХ при прослушивании тяжелого рока на 100 дБ не будет как 72 дБ SPL + 28 дБ? Тогда как это работает? Или это как-то связано с фактической громкостью музыки? (имею ввиду, что разная музыка может быть с разной громкостью при условии, что на устройстве одинаковая, так как сами записи разной громкости
Ответ


Buba
2021-04-14 00:17:07

Комментарий к обзору: Кривые равной громкости - примеры применения графика на практике

romanrex 2018-11-23 00:25:34
Комментарий к обзору: Кривые равной громкости - примеры применения графика на практике
Естественный уровень громкости для музыки, это такой, как если бы это играло в живую. Т.е. можно представить, с какой громкостью играл бы музыкант на гитаре, с какой громкостью мы просто разговариваем или поем.



Соответственно и субъективно такую же громкость ставим в наушниках.


"Если же исходная музыка - тяжелый мателлический рок с естественным уровнем выше 100 дБ - то делается поправка относительно 100 дБ SPL."
Не могли бы объяснить, что вы имеете в виду в данном предложении? Я не совсем понимаю, какая разница что исходная музыка была с естественным звуком 100 дБ или 72 дБ, если АЧХ строится для 72 дБ. То есть получается, что АЧХ при прослушивании тяжелого рока на 100 дБ не будет как 72 дБ SPL + 28 дБ? Тогда как это работает? Или это как-то связано с фактической громкостью музыки? (имею ввиду, что разная музыка может быть с разной громкостью при условии, что на устройстве одинаковая, так как сами записи разной громкости
Ответ


romanrex
2021-04-14 12:25:10

Комментарий к обзору: Кривые равной громкости - примеры применения графика на практике

Buba 2021-04-12 14:58:26
Комментарий к обзору: Кривые равной громкости - примеры применения графика на практике
"Если же исходная музыка - тяжелый мателлический рок с естественным уровнем выше 100 дБ - то делается поправка относительно 100 дБ SPL."
Не могли бы объяснить, что вы имеете в виду в данном предложении? Я не совсем понимаю, какая разница что исходная музыка была с естественным звуком 100 дБ или 72 дБ, если АЧХ строится для 72 дБ. То есть получается, что АЧХ при прослушивании тяжелого рока на 100 дБ не будет как 72 дБ SPL + 28 дБ? Тогда как это работает? Или это как-то связано с фактической громкостью музыки? (имею ввиду, что разная музыка может быть с разной громкостью при условии, что на устройстве одинаковая, так как сами записи разной громкости


Приведу пример с фотографией. Если мы сделаем фото днем при ярком свете и вечером при тусклом с одинаковой выдержкой, то у нас одна фотография будет высветленной, а другая наоборот затемненной. При этом из-за того, что разрядность для цветности ограничена, то после мы не сможем выравнять яркости картинок без потери качества, мы потеряем детали или на светлых участках на изначально светлой фотографии, либо наоборот темные на затемненной. Соответственно, когда фотографируют при разной освещенности, используют разную выдержку и фото, сделанной и при ярком свете и при тусклом получается получается одинаковой яркости, где есть хоршая детализация и для светлых участков, и для темных. могут еще сразу сделать и поправку на баланс белого, и при ярком освещении не будет холодного оттенка, а для вечернего фото - теплого. Но, в реальности то фото, сделанные с конечной одинаковой яркостью были сделаны при разном уровне освещения.

С музыкой все очень похоже. Назависимо от того, с какой громкостью играла исходная музыка, она оцифровывается в оптимальный диапазон громкости, а у уже конечный пользователь ставит ту громкость, какая ему комфортна.
Ответ


romanrex
2021-04-15 01:35:24

Комментарий к обзору: Кривые равной громкости - примеры применения графика на практике

Buba 2021-04-14 00:17:07
Комментарий к обзору: Кривые равной громкости - примеры применения графика на практике
"Если же исходная музыка - тяжелый мателлический рок с естественным уровнем выше 100 дБ - то делается поправка относительно 100 дБ SPL."
Не могли бы объяснить, что вы имеете в виду в данном предложении? Я не совсем понимаю, какая разница что исходная музыка была с естественным звуком 100 дБ или 72 дБ, если АЧХ строится для 72 дБ. То есть получается, что АЧХ при прослушивании тяжелого рока на 100 дБ не будет как 72 дБ SPL + 28 дБ? Тогда как это работает? Или это как-то связано с фактической громкостью музыки? (имею ввиду, что разная музыка может быть с разной громкостью при условии, что на устройстве одинаковая, так как сами записи разной громкости


На примере тяжелого рока. Допустим у нас есть наушники, у которых АЧХ совершенно ровная. Это значит, что на большой громкости (100 дБ SPL) эти наушники будут играть как нам надо, но на громкости тише (72 дБ SPL) в них бас, заложенный в запись, будет восприниматься тише. На 50 Гц это примерно на 12 дБ. Если мы выберем наушники, у которых бас будет приподнят на 12 дБ, то на громкости в 72 дБ SPL звучание будет восприниматься так, как в ровных на 100 дБ SPL.
Ответ


Хотите оставить комментарий или задать вопрос? Зарегистрируйтесь или войдите под своим логином