On-line сервис сравнения - Reference Audio Analyzer

Mp3 против flac - демонстрация артефактов звучания



Самым популярными и неверными мнениями являются: Если раньше, до массового lossless (flac, ape, wv и т.п.) проблематика качества звучания mp3 (и других lossy форматом) подробно разбиралась, то сегодня все ограничивается общей теорией кодирования и создается ложное впечатление, что за качество отвечает только битрейт. Для тех, для кого слова lossless и lossy непонятны - исходный формат wave может быть сжат либо без потерь в lossless формат, как это делают архиватыр Zip, Rar, 7z, так и с потерями, где после восстановления обратно в wave часть звуковой информации бесследно исчезает.

В 2008 году вышел альбом Amethystium Isabliss, который был доступен для скачивания в высоком битрейте 224 кб/с с коммерческих ресурсов (т.е. официальный легальный релиз). В то время у меня была уверенность, что высокий битрейт отвечает лишь за наличие высоких частот. Качество звучания в этом альбоме меня сильно удивило, т.к. на тот момент этот исполнитель был уже “качественным” а не “новичком” и услышать сильные артефакты было странно. При этом на сайте музыканта было выложено два фрагмента с битрейтом 96 кб/с, где отсутствовали высокие частоты, но не было артефактов, которые были в альбоме с высоким битрейтом.

Послушайте демо, один фрагмент из mp3, другой с flac (уже оригинала) Amethystium Isabliss - Strangely Beautiful

Звучание mp3 (lossy)


Скачайть фрагмент от mp3 в wave


Звучание flac/wave (lossless)


Скачайть фрагмент от flac в wave


Хотя битрейт и важен для конечного качества mp3, важную роль играет энкодер и его настройки, а также декодер. Существует более десятка энкодеров, и аналогично декодеров. Самым известным среди любителей качественного звука является Lame, но существуют и Fraunhofer IIS, Xing и т.п. Соответственно каждый из энкодеров и декодеров имеет свое звучания.

Когда-то, в старые добрый времена, аудиофилы тех времен при кодировании музыки на слух определяли не только, какой кодек или настройки являются просто лучшими, а какие наилучшим образом подходят к конкретному треку.

Для обычного пользователя важно знать, что у каждого кодека есть настройки, как “высококачественное медленное сжатие” и “быстрое, но потом уши вянут”. Таким образом, при высоком битрейте можно было получить как звучание, не отличимое от оригинала, так и посредственное, как в демонстрационном примере. При этом анализатор спектра может показать, что полный порядок и там и там.

Так как mp3 активно распространяли для скачивания разные сайты в интернет, то логично предположить, что кодирование mp3 производилось в самом быстром и экономичном режиме.

Таким образом, если коллекция музыки создана аудиофилом, который всегда выбирал наиболее качественные настройки для энкодера, то эта коллекция действительно может звучать неотличимо от оригиналов. А вот львиная доля музыки из интернета и современного стриминга - это неожиданные артефакты на ровном месте.

После случая с Amethystium Isabliss - Strangely Beautiful для себя решил, что по возможности музыку надо доставать исключительно в lossless, чего и всем желаю.

Кстати, хороший повод и задуматься над качеством звука в беспроводных наушниках, где исходный mp3 или другой lossy формат разжимается одним декодером, а потом снова кодируется и разжимается другими lossy кодеками. И над плеерами, где в разном ПО свой декодер для lossy.



 






Комментарии



tt128378
Изображения, медиа и смайлы доступны в исходном чате.
2025-05-19 04:18:15



romanrex
Изображения, медиа и смайлы доступны в исходном чате.
2025-05-19 23:27:56



tt128378
Изображения, медиа и смайлы доступны в исходном чате.
2025-05-20 04:36:26

Комментарий к обзору: mp3 против flac - демонстрация артефактов звучания
Спасибо, скачал и попробовал сам закодировать этот фрагмент с разными настройками (q0, -ms и т.д. - это всё никак не повлияло) Даже на 128 битрейте со стандартными настройками нет подобных искажений, не говоря уже про более совершенные кодеки типа AAC, OGG... Даже если закодировать в 192 и потом ещё раз перекодировать в 320, или 5 раз подряд последовательно кодировать mp3 в mp3, тоже нет. Возможно ваш файл был закодирован совсем чем то древним типа xing или ещё бог знает чем.
Ответ


romanrex
Изображения, медиа и смайлы доступны в исходном чате.
2025-05-20 11:01:19

Комментарий к обзору: mp3 против flac - демонстрация артефактов звучания

tt128378 2025-05-20 04:36:26
Комментарий к обзору: mp3 против flac - демонстрация артефактов звучания
Спасибо, скачал и попробовал сам закодировать этот фрагмент с разными настройками (q0, -ms и т.д. - это всё никак не повлияло) Даже на 128 битрейте со стандартными настройками нет подобных искажений, не говоря уже про более совершенные кодеки типа AAC, OGG... Даже если закодировать в 192 и потом ещё раз перекодировать в 320, или 5 раз подряд последовательно кодировать mp3 в mp3, тоже нет. Возможно ваш файл был закодирован совсем чем то древним типа xing или ещё бог знает чем.



Вот из-за этой неизвестности и не знаешь, где могут быть неожиданные сюрпризы.
Ответ


tt128378
Изображения, медиа и смайлы доступны в исходном чате.
2025-05-20 19:58:14

Комментарий к обзору: mp3 против flac - демонстрация артефактов звучания

romanrex 2025-05-20 11:01:19
Комментарий к обзору: mp3 против flac - демонстрация артефактов звучания
Вот из-за этой неизвестности и не знаешь, где могут быть неожиданные сюрпризы.



Я вообще думаю что есть очень высокая вероятность что дело тут не в mp3 вообще, а в том что исходник был с косяком, издатель взяли какой-то промежуточный файл и пожали чтобы выложить. Т.е. нельзя по этому примеру судить на сколько плох мп3, конечно бывают семплы где кое-как можно услышать мелкие огрехи, но такого ужаса просто не бывает.
я попробовал также очень старую версию lame 2005 года, и кодер fraunghofer и с ними также все нормально, насколько я помню другие кодировщики не поддерживают VBR
Ответ


romanrex
Изображения, медиа и смайлы доступны в исходном чате.
2025-05-21 09:36:27

Комментарий к обзору: mp3 против flac - демонстрация артефактов звучания

tt128378 2025-05-20 19:58:14
Комментарий к обзору: mp3 против flac - демонстрация артефактов звучания
Я вообще думаю что есть очень высокая вероятность что дело тут не в mp3 вообще, а в том что исходник был с косяком, издатель взяли какой-то промежуточный файл и пожали чтобы выложить. Т.е. нельзя по этому примеру судить на сколько плох мп3, конечно бывают семплы где кое-как можно услышать мелкие огрехи, но такого ужаса просто не бывает.
я попробовал также очень старую версию lame 2005 года, и кодер fraunghofer и с ними также все нормально, насколько я помню другие кодировщики не поддерживают VBR



Давным давно я экспериментировал с разными энкодерами и декодерами mp3 и в низких битрейтах встречались самые разные артефакты-призвуки. fraunghofer на тот момент был не самым лучшим решением.

Отсюда и вывод, качество в mp3 может быть реально хорошим, а может встретится и с различными косяками. Пример здесь - это где просто проблема очевидна и не требует какого-то особого слуха или аппаратуры.
Ответ


Хотите оставить комментарий или задать вопрос? Зарегистрируйтесь или войдите под своим логином