Ламповый плеер с компенсацией и имитацией наушников

Ламповый плеер с возможностью компенсации и имитации наушников

В Vacuum Tube Player добавлена возможность компенсации и эмуляции АЧХ наушников на базе измерений RAA.



В примере на скриншоте выбраны Эхо ТДС 16, через которые производится эмуляция MyST Izophones-30s.

Основные вопросы, которые чаще всего задаются, насколько необходима подобная компенсация и эмуляция? Какие могут быть неочевидные подводные камни?






Интересные особенности плеера
  • Компенсация и имитация АЧХ наушников. Список моделей
  • Добавление эффекта лампового звука с поддержкой 6 моделей ламповых триодов
  • Возможность тонкомпенсации
  • Шумоподавление

Требования к системе
  • Windows 10 Mobile версии 10586.0 или более поздней
  • Windows 10 версии 14393.0 или более поздней
  • Xbox One
  • Windows 8 Mobile



Необходимость компенсации АЧХ

Как показывает практика, в первую очередь компенсацию используют при работе в студии, где ровная АЧХ необходима для корректной работы. Наушники в студиях зачастую являются вспомогательным инструментом на фоне студийных мониторов. Не всегда есть время к привыканию АЧХ наушников, используемых в промежутках прослушивания звука с АС.

Некоторые компании, к примеру Audeze, для своих наушников предоставляют специальные VST плагины для коррекции АЧХ в секвенсорах или плагины для популярных плееров.



Для простых слушателей коррекция со стороны производителя считается не обязательной, т.к. наш слух может адаптироваться к перекосам АЧХ так же, как зрение к балансу белого.

Но, мнение о необходимости выравнивания АЧХ сильно зависит и от материальной заинтересованности. Например, тот же Audeze нацелен в первую очередь на обычных пользователей, а не студии. Продавать наушники с обязательно необходимой коррекцией АЧХ - это признаваться в том, что наушники недостаточно качественно сделаны. А коррекция для студии - это способ охватить дополнительный рынок сбыта.

Помимо АЧХ за качество отвечает детализация, искажения и панорама. При выборе между детальными и ровными наушниккми выигрывает зачастую детальность и компенсация - это способ сделать детальные наушники провными.

Наоборот же добавить детальность нельзя. Хотя в разных плеерах стараются улучшить субъективное качество через сложные алгоритмы обратоки, вроде Crystalizer у Creative, BBE+ у Cowon и т.п.



Противоположный пример с SonarWorks с ПО True-Fi, который является отдельным ПО со своей базой измеренных наушников и который сделан в первую очередь для студий. Вот они рекомендуют использовать коррекцию наушников не только для студий, но и для домашнего применения, включая смартфоны, чтобы получить звук “как в студии”.



Что об этом думают пользователи?

Сами пользователи обычно делятся на два противоположных лагеря, одни отрицают любую обработку сигнала, другие хотят получить максимально возможное качество, подразумевая под этим ровность АЧХ наушников.

Реальное же положение дел - обе группы по своему правы и неправы. Зачем покупать “кривые наушники”, которые потом надо обязательно “исправлять”? А действительно ли после выравнивания АЧХ разные модели наушников будут звучать одинаково? Может дорогие наушники покупать - это глупость, а достаточно каких-нибудь дешевых LongLife E-107, которые после выравнивания будут звучать как StereoPravda SPearphone SB-7?

Особенности компенсации и качества звучания

АЧХ и качество звучания

Прежде всего следует исходить из того, что звучание обычно характеризуется несколькими параметрами, где помимо АЧХ есть панорама, искажения и детальность звучания (и множество других менее общих параметров).

Неопытные слушатели иногда не различают разницу между АЧХ и искажениями, где участки с искажениями в определенном диапазоне частот воспринимаются громче. Или заниженные высокие частоты путают с недостаточной детальностью, а возможность добавить высоких частот с помощью эквалайзера - это словно улучшить общую детальность звучания.

Прямая аналогия - это баланс белого, яркость с контрастом и гаммой. Настраивая оптимальную яркость, контраст и гамму, можно существенно улучшить разборчивость и комфорт восприятия изображения.

Если все дисплеи привести к единой яркости, контрастности и гаммы, то станут ли они после этого одинаковыми?

Матовые дисплеи не станут как глянцевые. А если какой-то дисплей рябит, то такая коррекция ему никак не поможет. Разные типы дисплеев все равно будут различаться, хотя и станут похожими.

Ровно такая же ситуация и с коррекцией АЧХ. Коррекция или имитация АЧХ других наушников даст общее представление о звучании, но дополнительные различия все равно останутся.



Насколько выравнивание по графику будет корректно?

Дополнительным фактором погрешности точного выравнивания или имитации является разная форма ушной раковины у слушателей. Наушники измеряются на манекене с усредненной моделью ушной раковины. Соответственно компенсация или эмуляция будет близкой, но не на 100% точной.

Для внутриканальных наушников расхождения могут быть связаны с использованием разной глубины посадки и выбора насадок.

Для этого в ламповом плеере доступен обычный эквалайзер для дополнительной коррекции, если результат при выравнивании окажется недостаточно близким.




Что стоит учитывать при эмуляции наушников?

Тип наушников



Для более схожей панорамы стоит использовать наушники близкого типа. Например, при эмуляции наушников открытого типа стоит использовать исходные наушники открытого типа.

Т.е. если взять ТДС 15 и включить эмуляцию электростатов Koss ESP 950, то результат будет более похожим, нежели при использовании закрытых Audio-Technica ATH-M50.

Искажения и детальность

Наушники разного класса обладают разной детальностью и искажениями. Это к сожалению не поддается измерениям. Да, можно сделать примерный прогноз по косвенным характеристикам, но все равно это не дает точного результата.

По этой причине, если взять бюджетные наушники, то после коррекции и эмуляции наушников более высокого класса они все равно останутся по своему звучанию в своем классе.

И конечно наоборот, при эмуляции бюджетных наушников уровень искажений не возрастет и они будут казаться лучше, чем есть на самом деле.

В какой-то степени это может напомнить анекдот про “Карузо напел”, если делать эмуляцию наушников совсем другого класса качества.

Тем не менее, компенсация и эмуляция дает достаточно схожее звучание и примерное представление о различиях.


Пользователи дорогих трактов порой не считают АЧХ важным параметром, делая приоритет на детальность, прозрачность и ощущение комфортности в звучании.

По этой причине многие дорогие наушники обладают посредственной АЧХ и кривизна АЧХ является компромиссом в пользу других параметров.

Конечная цена наушников будет оправданной и никак не будет пересекаться с АЧХ.

Разные источники





АЧХ наушников зависит от импеданса наушников и источника. Соответственно, желательна дополнительная компенсация через эквалайзер, кривую которой можно посмотреть в сервисе “Сравнение АЧХ от совместной работы усилителя с наушниками”.

В примере со связками арматурных наушников Creative In-Ear 3 c Creative SoundBlasterX G6 и усилителя Aune B1s с динамическими Sennheiser ie8 - корректировать практически нечего.

Но в каких-то случаях может потребоваться и существенная коррекция, если эти наушники подключить напрямую к планшету Acer Iconia Tab W500.





Кому нужна коррекция и эмуляция?

Предполагаю, что это интересно следующим категориям пользователей.


Коррекция АЧХ

Кто работает со звуком

При работе со звуком априори приходится слушать тракт с ровной АЧХ (в основном мониторы) и любые наушники с неровной АЧХ будут восприниматься неправильными. Тут коррекция будет устранять это отклонение.

Кто считает, что ровная АЧХ - залог счастья

Когда кто-то начинает “болеть аудиофилией“ (в хорошем смысле слова), то начинаются игры с заменой ОУ в источниках, подбор межблочных кабелей, установка и настройки “правильного софта” и т.п..

Первый ориентир в достижении высокого качества - это наушники с максимально ровной АЧХ. Если в наличии есть наушники с неровной АЧХ, то вполне естественно появления желания их скорректировать.

Потом возможно неожиданно выяснится, что ровные наушники не всегла являются оптимальными в текущих условиях. Например, субъективное восприятие АЧХ искажается от внешнего шума, шумоизоляции наушников и громкости прослушивания.

Возможно, в конечном итоге будет понимание, для ряда ситуаций нужны как раз “кривые наушники”. Но это нельзя просто так воспринять в теории, это надо прочувствовать и составить свое мнение.

Самые матерые аудиофилы игнорируют любые коррекции, предпочитая покупать целый парк наушников с разной АЧХ под разные условия использования и разные жанры музыки.


Если нужна общая коррекция звука

Иногда не хочется глубоко погружаться нюансы настроек, а хочется просто нажать одну кнопку и сделать оптимальное звучание наушников.

Эмуляция наушников

Совсем новички

Те, кто еще не знает, что наушники могут по разному звучать. Или думать, что у всех динамических наушников один вид АЧХ, а у арматурных - совсем другой. С помощью лампового плеера легко убедится, что звучание у однотипных моделей разнообразное.


Новички по технической части

Очень часто я получал запрос о демонстрации звучания разных АЧХ. Вот тут можно легко и просто “послушать” эти АЧХ.

Кто выбирает новые наушники

Возможно, кто-то подбирает похожие на замену сломанных. Кто-то может хочет перейти на уровень выше. Возможность послушать эмуляцию, это отличный вариант подобрать себе подходящие модели, которые уже не будут требовать эмуляцию.

Кто не верит СМИ

СМИ часто финансируются напрямую от дистрибьюторов и производителей. Когда авторы на каждые наушники пишут, что это хороший вариант и звучание “ровное”, то вариант с эмуляцией - хороший способ проверить это.

Возможно есть и другие группы? Поделитесь своим мнением в комментариях!

О ламповом плеере

На текущий момент плеер работает на платформе Windows 10, в смартфонах, планшетах и стационарных компьютерах. Плеер доступен для покупки в Microsoft Store.