программно-аппаратный комплекс для тестов, анализа и генерации отчетов измерений аудиооборудования
 главная | новости | on-line калькуляторы | on-line подбор по параметрам | отчеты измерений | F.A.Q. | форум | О RAA

F.A.Q. / Наушники / Характеристики / Субъективное восприятие АЧХ

Амплитудно-частотная характеристика (АЧХ) наушников и кривые равной громкости

Известно, что восприятие количества низких частот существенно зависит от громкости. В Hi-Fi усилителях и предусилителях часто встречается режим Loudness, поднимающий низкие частоты. Благодаря этому на тихой громкости низкочастотный регистр достаточно хорошо слышен.

На примере предусилителя Technics это выглядит как подъем низких и средних частот на 9 дБ.

Если использовать "басовитые" акустические системы в условиях тихого прослушивания, то получается естественный подъем на АЧХ, аналогичный включенному режиму Loudness.

Работа Loudness в Technics SE-A6


Последняя модель кривых равной громкости вошла в международный стандарт ISO 226-2009.

По сути, сама по себе кривизна линий мало интересна, т.к. является своеобразным эквалайзером наших ушей и при воспроизведении записей с естественным уровнем громкости будет восприниматься ровно с акустической системы с "ровной" АЧХ.

При изменении уровня громкости субъективно тональный баланс будет меняться, но АЧХ в абсолютных величинах останется такой же ровной.

Такой вид графика используется в справочных материалах и не дает прямого наглядного применения для настройки аудиосистем. Часто этот график используют для пояснения порога слышимости, и это оставляет иной информационный акцент, где мы условно или слышим низкие частоты, или не слышим и включаем настройку Loudness. На деле же это одно из применений этого графика.



Если все линии свести относительно одной частоты, то более наглядно видно, что от уровня громкости меняется восприятие низких и верхних частот. Но это представление графика все равно не позволяет визуально дать ответ на вопрос - как именно меняется восприятие АЧХ конкретных наушников при изменении уровня воспроизведения музыки.



Если уровень в 72 дБ SPL взять за основу и представить в виде прямой линии, то остальные мы получим как разность от этой кривой. Таким образом мы получаем наглядную картину, как меняется наше восприятие АЧХ при изменении уровня громкости! (график, приведенный выше, выпрямляется и переворачивается). По сути, эти кривые показывают настройку эквалайзера, которая накладывается на основную АЧХ наушников.

В этом нет никакого глобального открытия, но есть возможность наглядно применить эту зависимость на практике.

Мы видим, при повышении уровня увеличивается отдача в области самых низких частот (желтые и красные кривые). А при понижении уровня наоборот отдача уменьшается (зеленые и синие кривые). Это очень похоже на ручку тембра низких частот. Если мы выставим уровень громкости ниже естественного, то будет ощущать недостаток баса, а если выше, то наоборот, избыток.




Одна из причин, почему кривые равной громкости не спешат использовать на практике – все линии рассчитываются под определенное звуковое давление. Естественный уровень при воспроизведении музыки варьируется от жанра, например инструментальная музыка обычно негромкая - 70-85 дБ SPL, а тяжелый металлический рок порой громче 100-110 дБ SPL.

Тем не менее, если мы построим графики для разных опорных уровней, распределение кривых «громче» и «тише» останутся такими же, с погрешностью около 1 дБ. Погрешность же измерения АЧХ наушников выше. Таким образом, надо привязывать график к относительному изменению АЧХ, а не определенному уровню в абсолютных величинах. Разница в относительных отклонениях совершенно непринципиальна для выбора опорной «естественной» громкости.

Относительное субъективное изменение количества низких частот не зависит от того, какое звуковое давление мы принимаем за исходно-ровное. При повышении уровня громкости на 12 дБ, мы получим относительную прибавку в 6 дБ на 40 Гц независимо от исходного уровня. В рамках обсуждения музыки мы можем принять нормой 72 дБ для живого исполнения или спокойных жанров, а для других жанров берем другие уровни.



Какую практическую пользу из этого можно извлечь?

Зная субъективное изменение АЧХ, можно подобрать наушники с наиболее ровной АЧХ под ту громкость, на которой производится прослушивание.

Подробные примеры
 

Мы открываем свое присутствие в социальных сетях

Жизнь проекта RAA не ограничена только измерениями. Для информирования о разных событиях мы открываем свое присутствие в социальных сетях, где вы можете быть в курсе всех наших новостей. Например, вы можете ознакомится с фотографиями с выставки High End 2017 Munich в фотоальбомах в vk и facebook.

Это была интересная выставка, на которой удалось пообщаться с большим количеством производителей. Очень многие производители выразили желание сотрудничать и отправлять новинки в тестовую лабораторию для технических измерений. Некоторые продукты были получены сразу на выставке и их измерения уже попали в базу отчетов: Shanling M2s, Enigma Acoustics & Lotoo Dharma D200 и Lotoo PAW Pico.

Будьте с нами и следите за новыми тестами!





 




отчеты измерений